Профилактика
26 июня отмечается Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.
О причинах формирования зависимостей и методах профилактики наше интервью с врачом-наркологом детской поликлиники г.Анапа Валерием Артеменко.
Валерий Владимирович, когда в календаре появился этот день? Когда его начали отмечать?
Эта дата была утверждена в 1987 году Генеральной Ассамблеей ООН как выражение решимости в борьбе с наркотиками во всем мире, и стремление к обществу, свободному от пагубной зависимости.
Вы – сотрудник детской поликлиники. Для кого-то может показаться странным этот факт: зачем такой специалист в ДЕТСКОЙ поликлинике?
На самом деле, работы наркологу в детской поликлинике хватает, и заключается она, прежде всего, в профилактической работе с подростками. Причем, вопреки обывательскому мнению, эта работа начинается не с юношей и девушек 9-11-х классов, а гораздо раньше, с детского сада, с начальных классов. И основная задача нарколога совместно с педагогами, психологами учебных заведений сделать так, чтобы, подходя к подростковому возрасту, дети уже имели четкое представление о том, «что хорошо, и что плохо», как можно противостоять тем соблазнам, которые ждут их на улице, в неблагополучных компаниях.
Каким образом?
Профилактическая работа заключается не только в том, чтобы сидя в кабинете на заседании комиссии по делам несовершеннолетних совместно с психологами, представителями управления по делам молодежи, культуры, полиции, разъяснять подросткам суть свершившегося правонарушения. Это – уже последствия. Главная задача – предупредить его! Мы встречаемся с учащимися в школах, принимаем участие в совместных антинаркотических мероприятиях, проводим разъяснительную работу с родителями на родительских собраниях, отвечаем на интересующие их вопросы.
А с какого возраста дети чаще всего начинают знакомство с табаком, и прочими психоактивными веществами?
К сожалению, это происходит гораздо раньше подросткового возраста. Если женщина ждет ребенка и не выпускает сигарету из пальцев, не гнушается глотком-двумя алкоголя в любом его проявлении, то, соответственно, и плод получает эти вещества. Соответственно, после родов зачастую на свет появляется ребенок с никотиновой или иной зависимостью, я уже не говорю про полноценность развития плода. Ребенок растет, видит своих курящих родителей, их друзей, да и просто окружающих, и можно быть полностью уверенным в том, что рано или поздно ребенку захочется это попробовать. А вот попробует он это или нет, уже зависит от тех же родителей, их примера, бесед, а также педагогов в школе, врача-нарколога.
Если семья благополучная, никто ничего употребляет, можно ли быть уверенным, что и у ребенка не будет пагубных пристрастий?
Абсолютно нет. Безусловно, пример родителей – фактор достаточно весомый, но, учитывая всю психофизиологическую сложность формирования как начала употребления, так и возникающую в дальнейшем зависимость, полностью полагаться на личный пример и быть уверенным в этом, - просто не стоит. Провоцирующих факторов достаточно много.
Можете их перечислить?
Из основных я бы обозначил два. Первый – это детское любопытство, второй – это попытка уйти от реальности, от тех проблем, которые зачастую возникают у подростка. Второй фактор является более серьезным, ибо в этом случае подросток не может самостоятельно справиться с теми вопросами и проблемами, которые неизбежно возникают одновременно с периодом становления взрослой личности. Зачастую подросток пытается найти ответы у взрослых, но родителям некогда, в школе от него отмахиваются или он сам стесняется обратиться, боясь огласки, и в результате пытается уйти от реальности, спрятаться, не понимая, к каким трагическим последствиям это приводит. Помимо этого подросток может быть просто ведомым и послушно идти туда, куда его позовут, не в силах противостоять давлению со стороны более морально сильных сверстников из неблагополучных компаний.
В чем специфика нашего города-курорта в плане профилактической работы?
В течение всего учебного года специалисты системы профилактики проводят достаточно обширную работу с подростками. Это и видеолектории, и тематические лекции, и беседы в учебных заведениях с ребятами, а также встречи с родителями на родительских собраниях и другие мероприятия… Но, наступает курортный сезон, и наши дети, к большому сожалению, видят иную картину на улицах города: многочисленные курящие, взрослые в состоянии алкогольного опьянения. Нам предстоит еще большая совместная работа как со взрослыми, так и с подрастающим поколением.
Что, как, когда делать родителям, чтобы ребенок смог вовремя отказать тем, кто ему предлагает что-либо попробовать.
Главное, чтобы они всегда помнили, что они – родители, что их дети в первую очередь смотрят на них. Именно поведение родителей является основополагающим в воспитании ребенка, личный пример. Как гласит русская народная пословица, «ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Ребенка необходимо учить уважать себя, бережно относиться к своему здоровью, чтобы он понимал, что давая согласие попробовать что-то запретное, он наносит непоправимый вред своему здоровью, теряет уважение к себе со стороны окружающих. Родителям надо стараться быть не надзирающим и карающим органом для своего ребенка, а другом, и тогда можно надеяться на откровения, открытость, понимание, тем самым успеть предупредить сына или дочь от необдуманных поступков.
Кто еще способен негативно повлиять на ребенка, его привычки?
Стоит очень внимательно относиться к окружению ребенка, ведь не зря говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты». Если родители видят, что круг общения их ребенка состоит из неблагополучных компаний, то ожидать чего-либо хорошего от подобной ситуации не стоит. Необходимо постоянно, в доверительной и ненавязчивой форме проводить профилактические беседы, стараться вникать в проблемы подростка, стараясь помочь ему советами. Если вдруг родители видят, что создается угрожающая в плане употребления психостимулирующих веществ ситуация, то всегда можно обратиться в кабинет детского врача-нарколога для консультации и принятия дальнейших решений. Не стоит забывать о том, что самое эффективное лечение заболевания – это его предупреждение, а в том, что наркомания является крайне тяжелым, почти неизлечимым заболеванием, - нет никаких сомнений.
- Слово «донор» происходит от лат. donare — «дарить».
- В организме у взрослого человека примерно 5 литров крови (6-8% от массы человеческого тела), у ребенка — около 3 литров.
- Красный цвет крови придают эритроциты, а им, в свою очередь — гемоглобин, в состав которого входит железо. За всю жизнь у человека вырабатывается около 650 кг эритроцитов.
- Если соединить все сосуды человека, то они будут равны 200 тыс. км.
- Самый знаменитый донор в течение своей жизни сдал кровь 1173 раза.
- Регулярные доноры значительно реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями и живут в среднем на 5 лет дольше среднестатистического человека.
- Регулярное обновление клеток крови у доноров способствует более устойчивому функционированию иммунной системы, печени, поджелудочной железы, пищеварительной системы.
- По мнению японцев, группа крови в большей степени определяет характер и индивидуальные особенности человека, чем созвездия Зодиака.
- Во время Великой Отечественной войны число доноров достигало 5,5 млн человек и действующая армия получила свыше 1,7 млн л консервированной крови, которая была применена для 7 млн переливаний. За годы войны нагрудным знаком «Почетный донор СССР» было награждено 15 000 человек.
- После совершения донации донор должен посетить учреждение службы крови через 6 месяцев, чтобы пройти повторную проверку, подтверждающую, что он здоров и все компоненты крови могут быть использованы для переливания нуждающимся в них людям.
- Донор получает возможность контролировать состояние своего здоровья за счет регулярных медицинских осмотров и бесплатных анализов на самые распространенные инфекции. Донор знает, что здоров!
В дошкольном возрасте ребенок нуждается в большом количестве физической активности.
В возрасте трех-пяти лет дети оттачивают двигательные навыки, учатся полноценно использовать все группы мышц и осваивают такие сложные движения, как бег, прыжки, броски, ловлю предметов и удары руками и ногами.
Кроме того, в этот период они тренируют мелкую моторику, которая развивается несколько позже, чем основные двигательные навыки.
Как помочь ребенку в его полноценном развитии?
- Танцы. Не обязательно отдавать малыша в танцевальный кружок – танцевать можно и дома. Пусть ребенок двигается под любимые песенки, повторяя слова.
- Прогулки. Для разнообразия добавьте ходьбу по горкам и лестницам, немного бега и прыжков. Во время спокойной прогулки считайте встречающиеся по дороге предметы и рассказывайте ребенку интересные истории.
- Развитие координации движений. Предложите малышу походить по лежащей на полу веревке. Помогите ему пройти по стволу поваленного дерева или снарядам на спортивной площадке.
- Имитация движений. Дети улучшают двигательные навыки, когда используют свое тело для имитации движений животных или сказочных героев. Предложите ребенку изобразить переваливающуюся походку утки или механические движения робота. Можно играть в «лошадку» или «летать», как самолет – на что хватит фантазии.
- Преодоления препятствий. Соорудите дома полосу препятствий из подушек, мягкой мебели, коробок и других безопасных для ребенка предметов. Поиграйте с ним в разведчика или путешественника. С детьми постарше можно преодолевать и естественные препятствия на прогулке.
- Тренировка ловкости рук. Предложите малышу кидать и ловить крупные и мелкие предметы: мячики, мягкие игрушки. Усложните игру, бросая предметы в цели, или ловите их сидя, стоя и на ходу.
Чем заняться с ребенком на улице
- Катание на велосипеде. Катание на трехколесном или «взрослом», двухколесном, велосипеде – отличная возможность развить координацию движений, а также взаимодействие зрительной и двигательной систем организма. Не забывайте, что кататься на двухколесном коне ребенок может только в парке или во дворе – как можно дальше от машин.
- Игры с мячом. Маленькие дети ловят и бросают мяч достаточно неловко. На оттачивание согласованной работы зрения и движения потребуется несколько лет. Тем не менее, даже неуклюжие игры могут быть веселыми.
Начните бросать мячи, стоя совсем рядом с ребенком, затем постепенно отодвигайтесь подальше. Следите за тем, чтобы мячик не укатился на проезжую часть, и используйте мячи разных размеров.
- Футбол. Сыграть в настоящий футбол с малышом не получится. Зато вы можете научить его перемещать мяч ногами. Чтобы игра была интереснее, используйте естественные препятствия, вокруг которых надо будет обводить мяч.
- Мыльные пузыри. Это незатейливое развлечение – набор весьма сложных для дошкольника навыков: надо скоординировать дыхание, мимику и движения рук.
Начните с малого: подержите колечко или трубочку для пузырей, пока ребенок будет их надувать. Вы можете предложить малышу поймать радужные пузыри, только убедитесь, что они летят не в сторону дороги, заборов, ям и прочих опасностей.
- Игра с обручем. Скорее всего, ребенок не сможет крутить хула-хуп. Зато с обручем можно устроить веселую игру. Предложите ребенку катить его перед собой, подержите обруч, пока малыш пролезает в него. Можно положить хула-хуп на землю и использовать его как мишень для игры в мяч.
- Игра со скакалкой. Ребенок младше пяти-шести лет едва ли сможет прыгать со скакалкой. Но почему бы не попробовать? Начните с основ. Дети любят перепрыгивать через трещины в тротуарах, камни и лужи на дороге. Еще им нравится прыгать на одной ноге.
Для начала положите скакалку на землю и попросите малыша перепрыгнуть. Затем поднимите ее немного и следите за тем, чтобы ребенок не споткнулся и не упал. Крутите скакалку вдвоем так, чтобы малыш через нее сначала перешагивал, а затем и перепрыгивал.
- Научите ребенка качаться на качелях. Это развлечение нравится и годовалым малышам, но самостоятельное раскачивание – сложное дело. Продемонстрируйте ребенку, как вы сами качаетесь, затем объясните, как нужно двигаться.
Не забудьте объяснить малышу, что качели достаточно опасны. Чтобы не удариться, пока кто-то другой качается, к ним надо подходить только сбоку.
По материалам сайта takzdorovo.ru
- Использование в составе табачных и никотиновых изделий привлекательных для молодежи ароматических добавок, например, с запахом вишни, жевательной резинки и сахарной ваты, отвлекающих внимание от рисков для здоровья и служащих поводом попробовать такие изделия
- Стильный дизайн и привлекательная форма изделий, которые легко носить с собой и можно принять за что-то другое (например, если изделие имеет форму флеш-карты или конфеты);
- Продвижение якобы «менее вредных» или «более чистых» альтернатив традиционным сигаретам при отсутствии объективных научных данных в обоснование таких утверждений
- Стимулирование сбыта табачных и никотиновых изделий в рамках соглашений со знаменитостями/лидерами мнений (например, в Инстаграме) и конкурсов, спонсируемых брендами
- Маркетинг в часто посещаемых детьми магазинах розничной торговли, в том числе путем размещения продукции вблизи кондитерских изделий, снеков или прохладительных напитков для обеспечения их заметности в зонах, где часто находятся молодые люди (сюда также относится предоставление магазинам рекламных материалов и торговых витрин)
- Поштучная продажа сигарет и других табачных и никотиновых изделий вблизи школ, удешевляющая и упрощающая доступ учащихся к табачной и никотиновой продукции
- Скрытая реклама табачной продукции в кинофильмах, телепередачах и онлайновых потоковых трансляциях
- Размещение в местах, часто посещаемых молодыми людьми, автоматов по продаже сигарет с ярким рекламным оформлением и демонстрацией пачек и создание мотивов для нарушения правил в отношении сбыта такой продукции несовершеннолетним
- Подача судебных исков, призванных ослабить самые различные антитабачные нормы и правила, в том числе касающихся размещения предупреждений, демонстрации продукции в точках продажи, а также ограничения ее доступности для детей и сбыта детям (и особенно запрещающих продажу и рекламу табачных изделий вблизи учебных заведений).
По материалам сайта Всемирной организации здравоохранения https://www.who.int/
30 мая отмечается Всемирный день борьбы против астмы и аллергии. Одним из драматических фактов является то, что в одном случае из каждых 250-и смертей в мире повинна бронхиальная астма, причём большую часть смертельных исходов от астмы возможно было предотвратить. Анализ причин смерти от бронхиальной астмы свидетельствует, прежде всего, о недостаточной базисной противовоспалительный терапии у большинства больных, а также о неоказанной своевременно неотложной помощи при обострении астмы, ставшим фатальным.
О причинах возникновения бронхиальной астмы и способах ее лечения наше интервью с врачом аллергологом-иммунологом Людмилой Мартьяновой.
Людмила Игоревна, насколько распространено это заболевание? Как часто им страдают?
Бронхиальная астма является одним из самых распространённых заболеваний человечества. В настоящее время бронхиальной астмой страдает около 400 млн. человек.
Чем оно характеризуется?
Бронхиальная астма является хроническим воспалительным заболеванием дыхательных путей, сопровождающееся приступами удушья, затрудненным выдохом, свистящим дыханием.
Какие факторы влияют на развитие этого заболевания?
Существует несколько факторов, влияющих на риск развития бронхиальной астмы: внутренние и внешние. К внутренним относятся генетическая предрасположенность к развитию аллергии и бронхиальной гиперчувствительности, а также ожирение.
Внешние связаны с особенностями внешней среды?
К ним относятся ингаляционные аллергены. Они попадают в организм человека через дыхательную систему. Например, пыльца, частички кожи. Пероральные аллергены (попадают в организм через желудочно-кишечный тракт). К ним относятся пищевые продукты, пищевые добавки. Парентеральные аллергены попадают в организм с лекарственными препаратами, сывороткой, вакцинами и др.
А какие еще факторы могут спровоцировать приступ астмы?
К провоцирующим фактором также относят респираторные инфекции (особенно вирусные), активное и пассивное курение, загрязненный воздух, паразитарные инфекции, особенности питания…
В чем заключается терапия бронхиальной астмы?
Бронхиальная астма – не однородное заболевание. Аллергические механизмы имеют преобладающее значение почти в 80 % случаев детской астмы и более чем в 50 % случаев астмы у взрослых, поэтому меры по устранению или сокращению аллергена рассматриваются как 1-я линия терапии, и даже когда они не могут быть выполнены полностью, они существенно снижают выраженность аллергического воспаления.
Как же мы можем устранить или сократить аллерген?
Начиная с уборки помещения, когда все вымывается, вычищается, устраняются так называемые «домашние пылесборники» (ковры, многочисленные подушки, мягкие игрушки, тяжелые шторы и пр), заканчивая исключением пищи, содержащей аллергены.
Говоря об астме, мы чаще всего вспоминаем картинку: человек с ингалятором.
Медикаментозная терапия – неотъемлемая часть лечения любой бронхиальной астмы. Все препараты для медикаментозного лечения астмы делятся на два вида: препараты неотложной помощи и препараты постоянной терапии, так называемой «базисной». Ингаляторы могут относится и к одной, и к другой группе.
А метод введения небольшого количества аллергена человеку?
Это аллерген-специфическая иммунотерапия (АСИТ). Это – единственная терапия, лечащая причину аллергического заболевания. Своевременно проведённая АСИТ способна предупредить трансформацию аллергического ринита в бронхиальную астму, а также переход более лёгких форм болезни (ринита, бронхиальной астмы) в более тяжелые.
Когда, в каком возрасте, при каком состоянии больного она проводится?
Чем в более раннем возрасте и при более ранних стадиях заболевания проведена АСИТ, тем выше её лечебное действие. Клинически лечебное действие АСИТ достигается после завершения повторных трёх – пяти курсов лечения, но облегчения симптомов может наступить уже после первого курса.
Когда мы можем сказать, что терапия успешна?
Главным показателем эффективности терапии бронхиальной астмы является достижение и поддержание контроля заболевания.
При аллергии, впрочем, как и при любых других заболеваниях, очень важно своевременно начать лечение. Не откладывайте визит к врачу «на потом»; будьте внимательный к своему организму!
Для того, чтобы желудок хорошо работал, придерживайте следующих правил:
- Соблюдайте график приема пищи (индивидуальные часы).
- Соблюдайте питьевой режим в соответствии с возрастом, активностью, температурой среды.
- Занимайтесь физической активностью для стимуляции перистальтической активности кишечника (минимально: ходьба 6-7 км для здорового взрослого).
- Замените выпечку из муки высшего сорта на продукты из муки грубого помола.
- Употребляйте достаточное количество растительной клетчатки (зелень, овощи, ягоды, фрукты, каши) для усиления перистальтической активности кишечника.
- Во время еды кладите в рот небольшие порции пищи и пережевывайте их до кашеобразного состояния.
- Употребляйте пищу без отвлечения на просмотр какой-либо информации.
- Осуществляйте крайний приём пищи за 2 часа до сна.
- После приема пищи походите 15-20 минут.
- Замените кондитерские изделия на фрукты/сухофрукты.
Рассеянный склероз является хроническим аутоиммунным заболеванием нервной системы. В основе заболевания лежит повреждение оболочек нервных волокон активированной иммунной системой, что приводит к нарушению проведения импульсов и развитию разнообразных неврологических симптомов.
До настоящего времени точные причины развития рассеянного склероза остаются неизвестными. Показано, что в основе развития заболевания лежит сложное взаимодействие как наследственных (генетических) факторов, так и факторов окружающей среды, таких, например, как недостаточная инсоляция, некоторые вирусы, стрессы.
Клинические проявления рассеянного склероза многообразны и могут включать в себя такие нарушения, как:
- слабость или онемение в руках и ногах,
- снижение зрения,
- шаткость и неустойчивость при ходьбе,
- двоение, головокружение,
- повышение мышечного тонуса,
- нарушения мочеиспускания и многие другие симптомы.
В отличие от бытовой трактовки термина "склероз", нарушения памяти при рассеянном склерозе встречаются крайне редко.
В большинстве случаев заболевание дебютирует в молодом возрасте и протекает с чередованием обострений и ремиссий. Под обострением понимают появление новой или усиление уже имеющейся симптоматики продолжительностью более суток. Ремиссия – стадия стабилизации заболевания, которая может наступать как самостоятельно, так и под действием современных лекарственных препаратов.
Следует отметить, что ни один из симптомов не является строго обязательным для рассеянного склероза. В то же время все указанные выше проявления могут наблюдаться и при других заболеваниях нервной системы. В связи с этим постановка диагноза должна осуществляться только квалифицированным специалистом на основании детального анализа жалоб, результатов неврологического осмотра и дополнительных методов исследования.
Для диагностики рассеянного склероза выполняется магнитно-резонансная томография головного и спинного мозга, позволяющие выявить "бляшки" - участки повреждения нервных волокон. В части случаев необходимо дополнительное введение контрастного вещества для оценки активности процесса. В некоторых случаях врач может назначить дополнительные
Так как незаменимым компонентом гормонов щитовидной железы является йод, предупредить развитие заболеваний, связанных с дефицитом синтеза тиреоидных гормонов довольно просто, требуется только обеспечить ежедневное и постоянное употребление с пищей или иными способами достаточного количества йода. Взрослым людям и подросткам – 100-200 мкг (микрограмм) в сутки; младенцам и детям до 12 лет – 50-100 мкг; беременным женщинам и мамам, кормящим грудью, – 200 мкг.
Наиболее простым и безопасным способом решения проблемы дефицита поступления йода является замена обычной поваренной соли на йодированную.
На 1 грамм йодированной соли приходится около 40 мкг йода.
Необходимо отказаться от курения: тиоцианат, входящий в состав дыма, препятствует синтезу гормонов и правильному усвоению йода. Курение особенно вредно во время прохождения курса лечения, так как отравляющие компоненты препятствуют действию лекарственных препаратов.
Профилактика заболеваний, связанных с дефицитом поступления йода, предотвращает отставание детей в физическом и умственном развитии, устраняет инвалидизацию, связанную с йододефицитным кретинизмом , уменьшает частоту асоциальных форм поведения детей из-за снижения интеллекта, снижает частоту большинства заболеваний щитовидной железы, многих врожденных пороков развития, невынашивания беременности и детской смертности.
По материалам сайта Центра гигиенического образования населения Роспотребнадзора cgon.rospotrebnadzor.ru
Щитовидная железа – непарный орган, состоящий из двух боковых долей и соединяющего их перешейка, весом около 20 грамм. Гормоны, вырабатываемые щитовидной железой (трийодтиронин, тироксин, кальцитонин) играют ведущую роль в регуляции основного обмена веществ организма, оказывают влияние на рост и созревание всех тканей, органов, внутриклеточный энергетический баланс.
Заболевания щитовидной железы бывают
- с нарушением функции выработки гормонов – гипотиреоз и гипертиреоз;
- с нарушением структуры органа (увеличение размеров, формирование узловых образований);
- сочетанные изменения структуры и функциональной активности (хронический аутоиммунный тиреоидит, диффузный токсический зоб).
Гипотиреоз — это патология, связанная с недостатком синтеза тиреоидных гормонов, является одним из самых частых заболеваний не только щитовидной железы, но и всей эндокринной системы. До 12 % населения земли страдает гипотиреозом той или иной степени тяжести.
Ранние симптомы гипотиреоза весьма разнообразны и очень неспецифичны, могут встречаться при самых разных заболеваниях. Могут беспокоить такие жалобы как увеличение массы тела на фоне привычного питания, снижение температуры тела, сопровождающееся зябкостью, бледность кожных покровов и слизистых, отеки в области глаз, затруднение носового дыхания и умеренное снижение слуха (это связано с отеком слизистой оболочки носовых ходов и слуховой трубы), сонливость, снижение и замедление эмоциональных реакций и памяти, ломкость и выпадение волос, нарушение регулярности менструального цикла. Симптомы заболевания появляются и развиваются не одномоментно, вариативность их проявления очень высока. Если йододефицит не восполняется, щитовидная железа пытается увеличить производство гормонов за счет увеличения объема своих тканей. Она разрастается, увеличиваясь до видимых размеров. Возникает так называемый зоб. Особенно опасен гипотиреоз в детском возрасте, на фоне дефицита гормонов щитовидной железы. Замедляются рост, физическое и интеллектуальное развитие ребенка, и эти изменения могут быть критичны и невосполнимы в последующем. Не менее опасен недостаток гормонов щитовидной железы во время беременности, это чревато нарушениями процессов формирования центральной нервной системы плода. Если врожденный гипотиреоз вовремя не диагностировать и не начать своевременно лечить, развивается специфическое заболевание – кретинизм, при котором сочетаются нарушения психического и физического развития. В России абсолютно все новорожденные проходят скриннинговое исследование на врожденный гипотиреоз (определение уровня тиреотропного гормона в крови).
Лечение гипотиреоза заключается в восполнении недостатка гормонов щитовидной железы, для чего используются лекарственные формы, содержащие синтетические аналоги тиреоидных гормонов.
Гипертиреоз, или тиреотоксикоз, распространен реже, чем гипотиреоз по сути это обратное гипотиреозу состояние, когда гормоны щитовидной железы синтезируются в избыточном количестве, оказывая повреждающее, токсическое воздействие на системном уровне, направленное на все ткани и системы органов. Причины данного нарушения весьма разнообразны, самая часто встречающаяся - болезнь Грейвса, сопровождающаяся раздражительностью, потливостью, учащенным сердцебиением, немотивированным снижением массы тела, экзофтальмом («пучеглазием»), ощущением «песка» в глазах. Возможны три варианта лечения данного состояния - медикаментозная терапия, хирургическое лечение и использование радиоактивного йода.
По материалам сайта Центра гигиенического образования населения Роспотребнадзора cgon.rospotrebnadzor.ru
Полезные ресурсы